История русской словесности. Часть 3. Выпуск 1   ::   Сиповский Василий Васильевич

Страница: 73 из 526

Оказалось, что среди цыганъ сохранилась еще та свобода любовныхъ отношеній, которая носитъ всѣ черты первобытнаго общества и въ культурномъ обществѣ давно замѣнена цѣпью зависимостей,- отъ писанннхъ законовъ до условій свѣтскаго "приличія" включительно. Изъ всѣхъ человѣческихъ чувствъ любовь, соединяющая мужчину и женщину, чувство самое эгоистическое. Пушкинъ выбралъ этотъ трудный вопросъ для провѣрки гороя, зараженнаго ядомъ "міровой тоски" – врага культурной жпзни, съ ея ложью… Мы видѣли что всѣ "скорбники" (Рене, герои Байрона, герои "Кавказскаго плѣнника") проклинаютъ культурную жизнь, всѣ прославляютъ жизнь дикарей… Выдержитъ-ли такой герой всю первобытную жизнь, со всей простотой ея быта, чистотой и свободой чисто-растительнаго и животнаго бытія? И герой поэмы "Цыгане" не выдержалъ испытанія. Одной ненависти къ культурѣ оказалось недостаточнымъ для того, чтобы сдѣлаться дикаремъ во всемъ. Выросшій въ атмосферѣ эгоизма и насилія, культурный человѣкъ несетъ съ собой всюду, съ прекрасными словами и мечтами – эгоизмъ и насиліе.

Исторія Алеко.

Какъ Рене, какъ нѣкоторые герои Байрона, какъ герой "Кавказскаго Плѣнника", Алеко бросаетъ городъ и цивилизованныхъ людей, разочарованный ихъ жизнью. Онъ отказался отъ всѣхъ условій ихъ жизни,- и объ этомъ не жалѣетъ. Молодой цыганкѣ Земфирѣ онъ говоритъ:

"О чемъ жалѣть? Когда бъ ты знала,

Когда бы ты воображала

Неволю душныхъ городовъ!-

Тамъ люди въ кучахъ, за оградой

Не дышатъ утренней прохладой,

Ни вешнимъ запахомъ луговъ;

Любви стыдятся, мысли гонятъ,

Торгуютъ волею своей,

Главу предъ идолами клонятъ

И просятъ денегъ да цѣпей.

|< Пред. 71 72 73 74 75 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]