Страница:
91 из 526
"И вотъ, общественное мнѣнье,
Пружина чести, нашъ кумиръ
И вотъ, на чемь вертится міръ -
– съ горечью восклицаетъ поэтъ.
"Дико-свѣтская вражда
Боится ложнаго стыда!
Смерть Ленскаго и судьба Онѣгина.
Дуэль состоялась, и Ленскій былъ убитъ. Онѣгинъ, мучимый совѣстью, оставилъ деревню и пустился странствовать "безъ цѣли", нигдѣ не находя себѣ мѣста… Пушкинъ даетъ указаніе, что кровавая исторія его съ Ленскимъ вылечила его отъ страсти слѣдовать "модѣ",- онъ уже не корчилъ изъ себя ни романическаго героя, ни "космополита", ни "патріота", ни "квакера", ни "ханжу" (Пушкинъ перечисляетъ всѣ "моды", которыя пережило русское общество {См. мою Исторію русской Словесности ч. II, 192-3.} при императорѣ Александрѣ I). Онѣгинъ разъ навсегда сбросилъ съ себя модную мишуру лжи и сдѣлался тѣмъ, чѣмъ онъ былъ, въ сущности, всегда – "добрымъ малымъ", какъ "цѣлый свѣтъ"… Страсть "маскироваться" прошла. Дорогой цѣной заплатилъ онъ за свое леченіе.
Судьба Татьяны.
Между тѣмъ, и въ жизни Татьяны произошла перемѣна. Она не могла забыть Онѣгина, и, воспользовавшись его отъѣздомъ изъ деревни, пробралась въ его домъ и перечитала книги, имъ любимыя. Оказалось, онъ интересовался только Байрономъ, да романами, гдѣ выводились тмпы разочарованныхъ и озлобленныхъ людей.
Вчитавшись въ эти романы, Татьяна поняла, по какимъ рецептамъ жилъ ея Онѣгинъ, "чудакъ печальный и опасный".
|< Пред. 89 90 91 92 93 След. >|