На деревню дедушке (В мире эстетики)   ::   Лифшиц Михаил

Страница: 56 из 114

Конечно, наэто пойти нельзя. По мнению А.Дымшица, полное разорение личного хозяйства недопустимо - может выйти "абсурд всеобщности".

Вы правы, сударь, но у меня речь идет о другом. Я говорю о той общественной силе, которая не теснит индивидуальность, а высекает ее, как искру из камня. С моей устаревшей точки зрения, истина, единая и неделимая, при всех ее исторических противоречиях, возбуждает своим безусловным, святым энтузиазмом духовную энергию личности. Гнев рождает поэтов, лихая година будит могучие характеры, бескорыстная преданность "всеобщему" дает людям направление, делает их людьми партии, как Мильтон, бесконечно своеобразными личностями, как Достоевский.

Куда вы денете эти маратовские индивидуальности? Не нужен им ваш отдельный мир с личным видением. Нет, этим людям подай все, им нужна площадь, они хотят всех обратить в свою веру, они тем и велики, что не пойдут мириться с либеральной посредственностью. Даже их глубокие заблуждения /как я старался показать лет тридцать назад/ не только минус. Это отрицательная величина, но величина. Так, в исступленной вере Достоевского виден весь человек, и даже его темные идеи - не просто "особый голос" писателя, а борьба разума против самого себя, обращенная сила демократии. "Если у большого человека есть темный угол, то он особенно темен!" - сказал Гете.

А движущаяся эстетика говорит о другом. У нас теперь в моде "плюрализм", то есть множество истин, и "полифония", то есть множество голосов.

|< Пред. 54 55 56 57 58 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]