Страница:
7 из 10
Монголы прошли через Кавказ и остановили развитие высокой культуры, потому что каждое племя, готовое преградить путь любому завоевателю - даже Александру Македонскому, - сражалось отдельно, под отдельным знаменем.
Грузины умели слагать стихи, рисовать, строить, умели делать оружие и сражаться, но были побеждены.
Прометей - создатель человеческой культуры - смог дать человечеству огонь, смог устоять против насилия Зевса, но не смог тогда лишить народы самозамкнутости, хотя огонь добыл для всех.
Книга Григола Абашидзе учит тому, что мир надо охранять не каждому народу отдельно, а всем народам вместе.
Сильны были грузины, сильны были армяне.
Лезгины тогда не враждовали с грузинами.
Сильны были хорезмийцы - наследники древней самобытной культуры.
Могли сражаться осетины и половцы.
Сильны были арабы.
Но все были разрозненны: все радовались неудаче соседа.
В романах Григола Абашидзе рассказывается о половцах и хорезмийцах, думающих, что они одни могут остановить нашествие монголов, о героях и насильниках, которые позже сами оказываются жертвами насилия. Так, один из героев романа - Джелал-эд-Дин, великий воин, восстановитель Хорезма, привлекательный, но национально ограниченный человек, гибнет, победив Грузию, - того врага, который мог стать его союзником и мог бы спасти Хорезм.
|< Пред. 5 6 7 8 9 След. >|