Страница:
9 из 10
И чтобы пойти по ней, народы должны научиться понимать и поддерживать друг друга.
Мир надо научить осторожности. Мы понимаем бесполезную храбрость Джелал-эд-Дина, не освещенную огнем Прометея.
Мы понимаем судьбу гуннов и монголов; они пришли через степи и горы к богатству и победили. Но они растаяли среди побежденных народов и даже потеряли свое имя, получив имя татар, которых побеждали.
Романы обычно пишутся не для того, чтобы учить, проповедовать нравственность или предупреждать, но они учат и предупреждают.
Исторические книги - это рассказ об истории такой, какой она была. Это рассказ о разнообразии жизни. Романы Г. Абашидзе содержат грозные напоминания о старых насилиях, о времени, когда советники Чингисхана советовались о том, истреблять ли китайцев, чтобы превратить их земли в пастбища, или оставлять их для того, чтобы они покупали мясо и шкуры и чтобы брать с них дань.
Они рассказывают о том, что добро и великодушие необходимы всем. Завоеватели сами становятся впоследствии жертвами, а жертвы потом забывают о том, кто их угнетал, и ставят угнетателям памятники.
Так ставят сейчас в Пекине памятник Чингисхану.
Книги Григола Абашидзе написаны на большом материале, мало кому известном.
В них есть широта миропонимания, которая достигнута в результате знания сложной истории Грузии; это книги глубокого дыхания.
|< Пред. 6 7 8 9 10 След. >|