Очерк о серебре   ::   Максимов Михаил Маркович

Страница: 78 из 216

Больше других в этом повинны мятежные галичские князья, которые в борьбе за великокняжеский престол захватили Москву и использовали выпуск денег для пополнения своей казны, снизив массу монет и, следовательно, рубля почти вдвое При Иване III в Москве Денга весила уже 0,36 г, в то время как в Новгороде — по-прежнему 0,79 г. К этому времени преобразования произошли и в счетной гривне Она уже давно перестала увязываться как-либо с массой и стала только своего рода практическим числовым понятием: в Новгороде она равнялась 14 денгам, а в Москве — 20 денгам.

Рис. 38. Монеты Ивана Грозного:

а — копейка;

б — денга;

в — полушка.

В жалованной грамоте белозерского удельного князя Михаила Андреевича Кириллово —

Белозерскому монастырю от 5 февраля 1468 года говорится: «Дал есмь сию грамоту оброчную, что им даватидани в мою казну, от сбора до сбора, на год до десяти рублев пятигривен-ным серебром…».

О том, что это за пятигривенное серебро, сообщается в несколько более позднем документе — закладной на рыбную ловлю 1501 — 1502 гг.: «Се яз Окул Жук, княж Иванов слуга Семеновича, занял есьм у архимандрита у Воскресенского у Чернов-ского монастыря у Арсенья рубль денег московскими денгами ходячими по пяти гривен полтина…»

На основании этих документов в 1968 г. было отмечено 500-летие десятичного денежного счета в нашей стране.

Чтобы облегчить взаимные расчеты с Новгородом, Ивану III пришлось московскую ходячую денгу несколько подправить и сделать ее чуть меньше 0,4 г, и в Москве стали чеканиться денги ровно в два раза легче, чем в Новгороде. Это доказывается новгородскими писцовыми книгами 1490 г.

|< Пред. 76 77 78 79 80 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]