Рассказы, этюды и очерки В. Г. Короленко :: Аверин Б. В.
Страница:
21 из 30
Он осмеливается даже, правда, с целым рядом оговорок ("по крайней мере", "как бы то ни было", "все-таки") выступить перед грозной женой в защиту своего спутника, писателя Галактионыча, указывая на то, что писатель не чета его заказчикам, - он "человек образованный, книги сочиняет".
Таков и Тюлин из рассказа "Река играет" (1891) - вдруг преодолевающий свою лень и апатию, казалось бы, навсегда сковавшие его, и внезапно проявляющий мужество, активность, силу духа.
То, что герои Короленко, подобно горьковским, не вмещаются в рамки своей среды, "выламываясь" из нее, часто объясняется "таинственным", "неведомым" зовом, идущим из глубины души, который слышит, например, Вася из рассказа "В дурном обществе": "...то неведомое, что подымалось из глубины детской души, по-прежнему звучало в ней несмолкающим, таинственным, подмывающим, вызывающим рокотом". Тогда "навстречу этому неведомому и таинственному во мне из глубины моего сердца что-то подымалось, дразня и вызывая". И Вася остро осознавал убожество окружающей его обстановки и "инстинктивно бегал и от няньки с ее перьями, и от знакомого ленивого шепота яблоней в нашем маленьком садике, и от глупого стука ножей, рубивших на кухне котлеты".
Детскому сознанию, по мнению Короленко, особенно близко ощущение таинственности, загадочности мира и жизни, и потому дети уже по самой своей природе поэты, художники, часто интуитивно угадывающие то, к чему еще только идет наука. Таков фантазер Голован из очерка "Ночью" (1888), задумывающийся над проблемами жизни и смерти.
|< Пред. 19 20 21 22 23 След. >|