Рецензии на произведения Марины Цветаевой   ::   Цветаева Марина

Страница: 357 из 564



Оттого, что слаба в пазах,

Распадается на глазах,

Оттого, что на ста возах

Не свести…

В слезах —

Оттого, что: не стол, а муж,

Сын. Не шкаф, а наш

Шкаф.

Оттого, что сердец и душ

Не сдают в багаж.

Вещи бедных — плоше и суше,

Плоше лыка — суше коряг.

Вещи бедных — попросту души,

Оттого так чисто горят.

Вот образцы творчества М.Цветаевой. Если подойти с точки зрения чисто формальной, то мы здесь действительно найдем очень много общего с Пастернаком. Те же форсированные сдвиги, паузы, неожиданное вдвигание в строфу какого-нибудь реалистического предмета, вроде лохани, которая по контрасту должна подчеркивать глубину эмоций. Затем синтаксис, до предела сжатый, усеченный, телеграфизм языка, который призван здесь играть роль художественно-выразительного приема, подчеркивающего эмоцию. Все эти черты говорят о том, что Марина Цветаева находится в своих формальных поисках на какой-то общей линии с Пастернаком и Тихоновым. Но если мы посмотрим на тематику, то даже в последнем отрывке, наиболее социально-заостренном, мы увидим лишь то, что можно было бы назвать внутренней жестикуляцией представителя богемы, который не имеет общественных перспектив, а потому не может охватить тех общественных тем, за которые он берется, и подходит к вопросу о бедности и богатстве, как люмпенпролетарски мыслящий человек.

У Пастернака мы этого не найдем.

|< Пред. 355 356 357 358 359 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]