Рецензии на произведения Марины Цветаевой   ::   Цветаева Марина

Страница: 445 из 564



О себе:

…Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне всй — равны, мне всё — равно…

И далее:

…Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло!

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино…

Почему же случилось так, что там, в советской России, находясь в тягчайших условиях голодного и холодного 1921 года, Цветаева была полна жизненных и творческих сил, а здесь, в эмиграции, — «всяк дом ей чужд, всяк храм ей пуст»? Нужно ли отвечать на этот вопрос? Не ясно ли, что цветаевское отвращение к миру результат ее десятилетнего эмигрантского «бытия» и что единственное спасение для нее — из эмигрантского суррогата жизни вырваться.

Во всяком случае, стихи Цветаевой жесточайшее обличение духовной и душевной опустошенности эмиграции и то, что стихи эти появились в «Современных записках», следует объяснить тем же, что и напечатание в свое время в «Последних новостях» «вопля» Ремизова — недомыслием редакции.



В. Ходасевич

Рец.: «Современные записки», книга 57

<Отрывки> {176}

<…>В сущности, к беллетристике надо отнести также и отрывок Марины Цветаевой — «Мать и музыка». По теме это — кусок автобиографии, но по выполнению и по заданиям, которые «несомненно» ставил себе автор, — это отнюдь не произведение мемуарной литературы.

|< Пред. 443 444 445 446 447 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]