Страница:
652 из 709
Что связывает:
- суховатого, четкого, докторального питерца, ведущего деятеля двух "европейских" веков русской истории,
- терпеливого, двужильного, незаметно трусящего на своей низкорослой выносливой лошадке московита из эпохи первых Романовых,
- изворотливого, вечно готового к смуте и измене, безжалостного и жалостливого одновременно, широкого, оборотистого и упрямого "жителя" в пестрых "великокняжеских" владениях,- когда мучительно стягивалась пестрота в смутное, неясное, но фатально-неизбежное единство?
За пределами "единства" - что-то "другое". Другие люди, другая история. Славяне, угры, тюрки... Русские это то, что начинается - с единства.
Где устояться центру - вопрос исторического случая, жребия. Был центр и в Питере, и в Москве. Мог быть - в Киеве. Мог в Варшаве, в Вильне, в Сарае.
Но в любом случае это был бы один из центров мирового притяжения.
Он и устоялся - в точке Москвы.
Характер "московита" - "россиянина" - "совка": самоотверженность, доходящая до юродства; презрение к материальному и пошлому, доходящее до фанатизма и аскезы; витание в облаках, доходящее до полной невменяемости, до веры в Опоньское царство "за ближайшим углом", в "коммунизм при нынешнем поколениии". И - дикая компенсация витания-шата-разброда: стальное подавление всего, что "шатается и отпадает".
Скрепы характера: обруч, ошейник, всеобщая круговая порука, партия без оппозиций, подавление дикого страха распада и анархии: без железной скрепы целого не удержать. И от соблазна не удержаться.
Ну, вытравим мы имена революции из синодика российской истории, ну, скинем памятники, оскверним могилы, унизим отцов и дедов - чего добьемся, когда сами-то мы - плоть от плоти и кость от кости отцов и дедов, из того же теста, и мировая задача, на которой они надорвались,- на наших же детей ляжет!
Разве что отказаться от задачи.
Изменить судьбу...
|< Пред. 650 651 652 653 654 След. >|