СПОНТАННОСТЬ СОЗНАНИЯ :: НАЛИМОВ В.В.
Страница:
417 из 420
I, § 9, по-видимому, относятся также не более чем к отдельным — частным его проявлениям, а не к целостному его функционированию, задаваемому, в своем высшем проявлении, смыслами.
**156 Метрика у нас здесь выступает, говоря словами Грюнбаума, как предикат пространственной длины.
*157 Эту тему мы уже пытались развивать в книге [Nalimov, 1985].
**158 Калибровкой называются масштабные отношения. Подробнее о пространственно-метрической логике см. Приложение 2
*159 Нам часто задают вопрос, почему мы вводим непрерывное, а не квантованное пространство? Одно из оснований для этого звучит так: пространство, на котором заданы смыслы, носит характер физического пространства, и если бы оно было квантованным, то на нем не была бы возможна вариабельная метрика — пространственное расстояние определялось бы всегда размерами квантующего пространства атома (подробнее см. [Грюнбаум. 1969]).
*160 Увлекательное, но отнюдь не популярное описание развития физической полевой геометрии в первые десятилетия нашего века можно найти в книге [Визгин, 1985].
*161 В философском плане антропный принцип, понимаемый так широко, как это допускает Уилер, становится не более чем современным, научно переформулированным представлением телеологичности мироустройства, о котором робко заявлял еще Кант (см. Гл. [1, § 9).
*162 Выше — в гл. I, § 8 мы уже говорили об онтологии Поппера. Существенным в его онтологии является то, что Мир-III порожден умом человека.
*163 Иоанн с Креста (или Иоанн Крестный) одно время был наставником Терезы, о к�
|< Пред. 415 416 417 418 419 След. >|