Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса   ::   Бахтин М М

Страница: 109 из 148

Это праздничное увеселение необходимо, "чтобы глупость (шутовство), которая является нашей второй природой и кажется прирожденной человеку, могла бы хоть раз в году свободно изжить себя. Бочки с вином лопнут, если время от времени не открывать отверстия и не пускать в них воздуха. Все мы, люди, - плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха божьего. Нужно дать ему воздух, чтобы оно не испортилось. Поэтому мы и разрешаем в себе в определенные дни шутовство (глупость), чтобы потом с тем большим усердием вернуться к служению господу". Такова защита праздников дураков в XV веке36.

В этой замечательной апологии шутовство и глупость, то есть смех, прямо объявляются "второй природой человека" и противопоставляются монолитной серьезности христианского культа и мировоззрения ("непрерывному брожению благоговения и страха божия"). Именно исключительная односторонность этой серьезности и приводила к необходимости создать отдушину для "второй природы человека", то есть для шутовства, для смеха. Этой отдушиной - "хоть раз в году" - и служил праздник дураков, когда смех и связанное с ним материально-телесное начало получали полную волю. Перед нами здесь, следовательно, прямое признание второй праздничной жизни средневекового человека.

Смех на празднике дураков вовсе не был, конечно, отвлеченной и чисто отрицательной насмешкой над христианским ритуалом и над церковной иерархией. Отрицающий насмешливый момент был глубоко погружен в ликующий смех материально-телесного возрождения и обновления.

|< Пред. 107 108 109 110 111 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]