Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса :: Бахтин М М
Страница:
110 из 148
Смеялась "вторая природа человека", смеялся материально-телесный низ, не находивший себе выражения в официальном мировоззрении и культе.
Приведенная нами своеобразная апология смеха защитников праздника дураков относится к XV веку, но и в более ранние времена можно встретить подобные же суждения по аналогичным поводам. Фульдский аббат IX века Рабан Мавр (Rabanus Maurus), строгий церковник, создал сокращенную редакцию "Вечери Киприана" ("Coena Cypriani"). Он посвятил ее королю Лотарю II "ad jocunditatem", то есть "для увеселения". В своем посвятительном письме он пытается оправдать веселый и снижающий характер "Вечери" таким рассуждением: "Подобно тому как церковь содержит в себе и хороших и дурных людей, так и его поэма содержит в себе и речи этих последних". Эти "дурные люди" строгого церковника соответствуют здесь "второй дурацкой природе" человека. Аналогичную формулу дал позже и папа Лев XIII: "Так как церковь состоит из божественного элемента и элемента человеческого, то этот последний должен быть раскрыт с полной откровенностью и честностью, как сказано в книге Иова: "Бог не нуждается в нашем лицемерии"".
В раннюю эпоху средневековья народный смех проникал не только в средние, но даже и в высшие церковные круги: Рабан Мавр вовсе не является исключением. Обаяние народного смеха было очень сильным на всех ступенях еще молодой феодальной иерархии (и церковной и светской). Явление это объясняется, по-видимому, следующими причинами:
1.
|< Пред. 108 109 110 111 112 След. >|