Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса :: Бахтин М М
Страница:
115 из 148
Духовное содержание переплеталось в этих песнях с мотивами светскими ис моментами материально-телесного снижения. Тема рождения нового, обновления, органически сочеталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания. Благодаря этому французская рождественская песня - "Noel" - могла развиться в один из популярнейших жанров революционной уличной песни.
Смех и материально-телесный момент, как снижающее и возрождающее начало, играют существеннейшую роль во внецерковной или околоцерковной стороне и других праздников, особенно тех из них, которые носили местный характер и потому могли впитать в себя элементы древних языческих празднеств, христианской заменой которых они иногда являлись. Таковы были праздники освящения церквей (первой мессы) и престольные праздники. К этим праздникам обычно приурочивались местные ярмарки со всей их системой народно-площадных увеселений. Они сопровождались также необузданным обжорством и пьянством40. Еда и питье находились на первом плане и в праздниках поминовения усопших. В честь покровителей и жертвователей, похороненных в данной церкви, духовенство устраивало пиры, выпивало за них так называемое "poculum charitatis" или "charitas vini". В одном акте аббатства Кведлинбург прямо сказано, что пир священников питает и услаждает мертвых: "plenius inde recreantur mortui". Испанские доминиканцы пили за похороненных в их церквах покровителей с характерным амбивалентным тостом "viva el muerto"41.
|< Пред. 113 114 115 116 117 След. >|