Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса :: Бахтин М М
Страница:
113 из 148
), как мы уже говорили, фигурировало имя Рабле, а во время пира вместо Евангелия читали "Хронику Гаргантюа"37. Раблезианский смех как бы вернулся здесь в материнское лоно своей древней обрядово-зрелищной традиции.
Праздник дураков - одно из наиболее ярких и чистых выражений средневекового околоцерковного праздничного смеха. Другое его выражение "праздник осла", установленный в память бегства Марии с младенцем Иисусом в Египет на осле. В центре этого праздника оказалась не Мария и не Иисус (хотя здесь и фигурировала девушка с ребенком), но именно осел и его крик "Hinham!". Служили особые "ослиные мессы". До нас дошел официум такой мессы, составленный строгим церковником Пьером Корбейлем. Каждая часть мессы сопровождалась комическим ослиным криком - "Hinham!". По окончании мессы священник, вместо обычного благословения, трижды кричал по-ослиному, и ему вместо "amen" трижды отвечали таким же ослиным криком. Но осел - один из древнейших и самых живучих символов материально-телесного низа, одновременно снижающего (умерщвляющего) и возрождающего. Достаточно вспомнить "Золотого осла" Апулея, ослиные мимы, распространенные в древности, наконец, образ осла как символ материально-телесного начала в легендах о Франциске Ассизском38. Праздник осла - одна из вариаций этого древнейшего традиционного мотива.
Праздник осла и праздник дураков - специфические праздники, где смех играет ведущую роль; в этом отношении они подобны своим кровным родственникам - карнавалу и шаривари.
|< Пред. 111 112 113 114 115 След. >|