Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса :: Бахтин М М
Страница:
70 из 148
***
В XX веке происходит новое и мощное возрождение гротеска, хотя слово "возрождение" и не вполне применимо к некоторым формам новейшего гротеска.
Картина развития новейшего гротеска довольно сложна и противоречива. Но, в общем, можно выделить две линии этого развития. Первая линия модернистский гротеск (Альфред Жарри, сюрреалисты, экспрессионисты и др.). Этот гротеск связан (в разной степени) с традициями романтического гротеска, в настоящее время он развивается под влиянием различных течений экзистенциализма. Вторая линия - реалистический гротеск (Томас Манн, Бертольт Брехт, Пабло Неруда и др.), он связан с традициями гротескного реализма и народной культуры, а иногда отражает и непосредственное влияние карнавальных форм (Пабло Неруда).
Характеристика особенностей новейшего гротеска вовсе не входит в наши задачи. Мы остановимся лишь на новейшей теории гротеска, связанной с первой, модернистской линией его развития. Мы имеем в виду книгу выдающегося немецкого литературоведа Вольфганга Кайзера "Гротескное в живописи и в литературе" (Kayser Wolfgang. Das Groteske in Malerei und Dichtung, 1957)15.
Книга Кайзера, в сущности, первая и - пока - единственная серьезная работа по теории гротеска. В ней много ценных наблюдений и тонких анализов. Но с общей концепцией Кайзера никак нельзя согласиться.
По своему замыслу книга Кайзера должна дать общую теорию гротескного, раскрыть самую сущность этого явления.
|< Пред. 68 69 70 71 72 След. >|