Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса :: Бахтин М М
Страница:
74 из 148
Нужноеще раз подчеркнуть, что утопический момент ("золотой век") в доромантическом гротеске раскрывается не для отвлеченной мысли и не для внутреннего переживания, а разыгрывается и переживается всем человеком, цельным человеком, и мыслью, и чувством, и телом. Эта телесная причастность возможному другому миру, телесная понятность его имеет огромное значение для гротеска.
В концепции же Кайзера вовсе нет места для материально-телесного начала с его неисчерпаемостью и вечной обновляемостью. Нет в его концепции ни времени, ни смен, ни кризисов, то есть нет всего того, что совершается с солнцем, с землею, с человеком, с человеческим обществом и чем как раз и живет подлинный гротеск.
Очень характерно для модернистского гротеска и такое определение его у Кайзера: "Гротескное - есть форма выражения для "ОНО" (с. 137).
Кайзер понимает "оно" не столько во фрейдистском, сколько в экзистенциалистском духе: "оно" - это чуждая, нечеловеческая сила, управляющая миром, людьми, их жизнью и их поступками. Многие из основных мотивов гротеска Кайзер сводит к ощущению этой чуждой силы, например, мотив марионеток. К нему же он сводит и мотив безумия. В сумасшедшем, по Кайзеру, мы всегда ощущаем что-то чужое, точно какой-то нечеловеческий дух проник в его душу. Мы уже говорили, что мотив безумия совсем по-другому используется гротеском: для того чтобы освободиться от ложной "правды мира сего", чтобы взглянуть на мир свободными от этой "правды" глазами.
|< Пред. 72 73 74 75 76 След. >|