Страница:
398 из 411
Карамзину, который в заключении четвертой главы пятого тома «Истории государства Российского», посвященной описанию «состояния России от нашествия татар до Иоанна III», в качестве главных источников русской образованности того времени называет последовательно «церковные и душеспасительные книги» (включая сюда летописи, исторические произведения и «слова»), а также «народные пословицы» и «народные песни русские».
174.
Имеется в виду «Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года» (опубл. 1751).
175.
Подразумевается система силлабо-тонического стихосложения, изложенная М. В. Ломоносовым в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739).
176.
Из оды М. В. Ломоносова «Ея Императорскому Величеству… Императрице Елисавете Петровне на пресветлый и торжественный праздник рождения Ея Величества и для всерадостного рождения Государыни Великой Княжны Анны Петровны… декабря 18 дня 1757 года». Исайя — библейский пророк.
177.
Подразумевается поэт и переводчик Василий Петрович Петров (1736-1799).
178.
Гоголь утверждает это со слов самого М. В. Ломоносова: «Стихотворство — моя утеха, физика — мои упражнения» (Российская грамматика. Наставление шестое. Глава 1. § 472).
179.
Из оды Г. Р. Державина «На возвращение графа Зубова из Персии» (1797).
180.
Из стихотворения Г. Р. Державина «Аристиппова баня» (1811).
181.
Иван Иванович Дмитриев (1760—1837) — поэт, имел переписку с Гоголем.
182.
Василий Васильевич Капнист (1758—1823), поэт и драматург. Капнисты — близкие знакомые семьи Гоголя. По преданию, именно В. В.
|< Пред. 396 397 398 399 400 След. >|