Жизнь Данте   ::   Голенищев-Кутузов И Н

Страница: 14 из 49



(XLI, 11)

На последней странице "Новой Жизни" Данте обещает, что скажет о Беатриче, если только продлится его жизнь, то, что никогда не было сказано ни об одной женщине. Этот заключительный аккорд "книги памяти" противостоит всему замыслу следующего произведения Данте, "Пира" ("Il Convivio"), написанного в изгнании, между 1304 и 1307 гг., и оставшегося незаконченным. Следует предположить, что две аллегорические и морализирующие канцоны, вошедшие в "Пир", возникли еще во Флоренции. Данте утверждает, что "сострадательная дама" была "достойнейшей дочерью Повелителя вселенной, которую Пифагор именовал Философией" (II, XV, 12). Нелегко объяснить совершенно очевидное противоречие между двумя произведениями. Трудно также отрешиться от мысли, что "сострадательная дама", прежде чем превратиться в образ аллегорический, не существовала в действительности на "первом плане". Можно предположить с достаточной вероятностью, что "Новая Жизнь" имела две редакции и что до нас дошла вторая, в которой конец был переделан и дополнен самим Данте в те времена, когда он оставил "Пир" и трактат "О народном красноречии" и начал писать "Монархию" и "Божественную Комедию". Отказавшись от интеллектуализма первых лет изгнания, Данте стремился связать с песнями поэмы свое юношеское произведение, прославлявшее ту, которая стала его водительницей в "Рае".

На страницах "Пира" сказано, что после смерти Беатриче Данте обратился к разысканию истины, которую "как бы в сновидении" он прозревал в "Новой Жизни".

|< Пред. 12 13 14 15 16 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]