Страница:
15 из 49
Вообразив Мадонну Философию в облике благородной дамы, поэт стал ходить туда, "где она истинно проявляла себя,-- в монастырские школы и на диспуты философствующих" (II, XII, 7). Народный язык, предназначенный для поэзии любви, в устах Данте стал выражать сложную систему философских и моральных взглядов его времени. Данте углублялся в лес абстракций -эксперимент чрезвычайно опасный, который был бы гибелен для тех, кто не обладал его гением, но для него открыл новые пути. Он покорял стихию итальянского языка, расширял его границы, предъявляя к нему те требования, удовлетворить которые в ту эпоху мог только латинский. Сознавая все яснее требования подлинно философского языка, Данте утомился аллегорической системой выражения. Он расстался с ней в сонете "Звучат по свету ваши голоса". Необходимо подчеркнуть, что аллегорическая манера у Данте была соединена с иной, чем в "Новой Жизни", системой выражений. В третьей канцоне "Пира" (трактат IV) Данте пишет, что Мадонна Философия "смутила его привычный язык" и что ему следует оставить "сладостный стиль" тех времен, когда он говорил о любви, и прибегнуть к "острому и суровому стиху" ("rima aspr'e sottile"). Напомним, что в "Чистилище" Данте возвратился к прославлению "сладостного нового стиля" в разговоре с Бонаджунтой да Лукка. Доктринальные канцоны "Пира" (в которых встречаются, чередуясь со стихами рассудительными, стихи, вдохновленные музами) следует рассматривать как подготовку к "Божественной Комедии", хотя сам автор в начале XIV в. считал "Пир" самым важным своим трудом.
|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|