Страница:
34 из 49
Итальянский народный язык должен был стать, утверждал Данте, солнцем, которое осветит новые времена. Параллельно с "Пиром" Данте писал по-латыни трактат "О народном красноречии" ("De volgari eloquentia"). Он разработал в нем поэтику и риторику романских языков (прежде всего итальянского и провансальского). Это произведение также осталось незавершенным.
В "Пире" и в "Народном красноречии" Данте защищал право итальянского поэта писать не только о любви, но также о войне и морали и других великих предметах на родном языке. Тем самым он теоретически оправдал будущую свою поэму о судьбах человечества и строении космоса, написанную на итальянском языке. "Пир" и трактат "О народном красноречии" подготовили "Божественную Комедию" и предвозвестили "Монархию". Горизонты Данте все расширялись. В "Пире" он охватил современные ему проблемы этики, физики, астрономии. В нем, за триста лет до Галилея, мы находим первые страницы итальянской научной прозы. Данте изучил Аристотеля и его арабских и западноевропейских комментаторов. Рационализм Аристотеля он сочетал со свободомыслием Аверроэса. Объективный идеализм "Пира" восходит к арабской философии. В этом произведении встречаем отблеск идей неоплатоников и многосмысленные толкования текстов средневековой философии. Впрочем, систему объяснения по четырем смыслам (буквальному, или реальному, моральному, аллегорическому и анагогическому, или символическому) он применял не к богословским текстам, а к светской поэзии. В этике Данте был в это время последователем стоиков.
|< Пред. 32 33 34 35 36 След. >|