Страница:
68 из 447
Древней Индии принадлежит открытие того, что, во-первых, наше подлинное "Я" есть Верховное Существо, являющееся нашей истинной сутью, которое мы должны открыть в себе и которым должны сознательно стать, и, во-вторых, что это Существо, выраженное в индивиде и обществе1, едино во всем, и только признавая и осуществляя наше единство с другими, мы можем полностью реализовать наше подлинноевнутреннее бытие2.
Человечество имело смутное общее представление об этих двух истинах применительно к индивиду, хотя предпринимало очень слабые и разрозненные попытки считаться с ними на практике и в девяти случаях из десяти старалось отойти от них - даже когда внешне частично провозглашало их справедливость. Однако эти истины применимы не только к индивиду, но и к нации. И вот в чем крылась первая ошибка германского субъективизма. Рассуждая об Абсолюте, индивидуальном и универсальном, Германия обращала взор в себя и видела, что в действительности, в реальной жизни, Абсолют (как ей казалось) выражает себя как эго, и, опираясь на заключения современной Науки, она видела в индивиде просто клетку коллективного эго. Значит, коллективное эго является величайшим реально существующим организованным выражением жизни, и именно ему все должно подчиняться, поскольку это будет лучше всего соответствовать Природе и способствовать ее эволюции. Великое человеческое сообщество существует, но в зачаточном и неорганизованном виде, и скорейшего его прогресса можно достичь, развивая наиболее эффективную из уже существующих форм коллективной жизни, т.е. на практике через рост, совершенствование и господство наиболее прогрессивных наций или одной наиболее прогрессивной нации - коллективного эго, которое лучше всех осуществило замысел Природы, и чья победа и господство являются потому волей Божией.
|< Пред. 66 67 68 69 70 След. >|