Страница:
69 из 447
Ибо все формы организованной жизни, все обладающие самосознанием эго находятся в состоянии войны - временами явной, временами скрытой, временами полной, временами частичной, - и выживание достойнейших в этой войне обеспечивает наивысший прогресс человечества. А какая нация была - по общему признанию, равно как и в собственном понимании Германии, - самой достойной, самой прогрессивной, деятельной, высококультурной и наиболее полно реализующей себя, если не германская? Значит, реализация коллективного германского эго и обеспечение его роста и господства были одновременно верным законом разума, высшим благом для человечества и миссией великой и высшей германской расы1.
Из этого эгоистического представления Германии о себе логически вытекал ряд положений, каждое из которых, взятое по отдельности, представляло ошибку ложного субъективизма. Во-первых, поскольку индивид является лишь клеткой сообщества, его жизнь необходимо полностью подчинить продуктивной жизни нации. Его необходимо сделать действительно полезным - нация должна позаботиться о его образовании, надлежащих средствах к существованию, тщательной профессиональной подготовке, об упорядочении его жизни и о контроле за его деятельностью - но как деталь социального механизма или послушное орудие Жизни нации. Инициатива должна исходить от сообщества, выполнение вменяется в обязанность индивиду.
|< Пред. 67 68 69 70 71 След. >|