Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 226 из 444



(Жизнь наша ложна по своей сущности. Она не находится в гармонии с миром, закон жестокий - она неизгладимо запятнана грехом. Безграничный этот Упас, это древо, от которого все блекнет! Земля - его корни, лист и ветви его - небеса, росою проливающие на человека болезнь, смерть, рабство - все видимое зло и, что хуже, невидимое, которое в душе неизлечимой, которое терзает сердце, страдания его возобновляя вечно).

149

В главе 6 мы видели, что страх смерти преследовал Байрона. Поэтому он хорошо понимал инстинктивный характер этого чувства. Но он, как и другие поэты-пессимисты (Леопарди), не облек своего мировоззрения в форму цельной системы. Пробел этот был пополнен философами.

В первой половине XIX века Шопенгауэр сделал попытку представить пессимистические идеи, заимствованные у индийских религий и у поэтов, в виде рационального философского построения. Он развивает мировоззрение, по которому "жизнь рассматривается как нечто, чему лучше было бы вовсе не быть", как род заблуждения, "от которого мы должны избавиться путем сознания его"1. По мнению Шопенгауэра, существование наше - ошибка и результат преступного желания; "если представить себе, насколько это возможно, множество бедствий, страданий и всякого рода мук, освещаемых Солнцем на своем пути, то станет понятным, что лучше бы ему производить на Земле так же мало жизненных явлений, как на Луне, и чтo лучше было бы, если бы поверхность первой, как и Луны, оставалась в кристаллизованном состоянии.

|< Пред. 224 225 226 227 228 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]