Страница:
227 из 444
На нашу жизнь можно смотреть, как на эпизод, напрасно смущающий спокойное блаженство небытия и имеющий характер громадного обмана" (там же, стр. 253).
Эта грустная картина бытия - результат космического процесса, создавшего столько бедствий и приведшего к роду человеческому для того, чтобы он мог достаточно почувствовать и оценить все зло этого мира. Низшие существа счастливее человека, потому что их ощущения менее развиты и они не сознают всей дурной стороны своего бытия. Человек оценивает удовольствие только как нечто отрицательное, в то время как страдание дает себя чувствовать вполне положительным образом. Свойственное человеку размышление делает страдание еще невыносимее для него. "Благодаря всему этому, ощущение страдания возрастает у человека быстрее, чем ощущение удовольствия, и увеличивается еще совершенно особенным образом благодаря реальному представлению смерти. Животное боится смерти только инстинктивно, не создавая себе о ней настоящего представления, не видя ее перед глазами, как человек, постоянно имеющий ее в виду" (там же, стр. 251).
Шопенгауэр убежден, что счастье не может составлять цели человеческой жизни. "Существует одно только пагубное заблуждение, - говорит он в своем главном сочинении, - это предположение, что мы здесь - для счастья"2 "Пока мы остаемся в этом заблуждении, увеличенном еще оптимистическими уче
1 Parerga und Paralipomena. Ed. Reclam, II, S. 267.
2 Schopenhauer. Die Welt als Wille und Vorstellung. Leipzig, II. S. 726.
|< Пред. 225 226 227 228 229 След. >|