Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 231 из 444

Оно может прибавить в утешение, что здесь идет дело об относительном, а не абсолютном небытии" (стр. 700).

Конечною целью остается "отрицание воли жить, так как бедствия и страдания, - это настоящее назначение человеческой жизни - приводят нас к смирению" (стр. 694).

Так как существование наше есть лишь ряд несчастий и так как, по Шопенгауэру, настоящая философия и приходит к этому выводу, то очевидно, что конец индивидуального существования, т.е. смерть, может быть только приятным. "В общем смерть добродетельного человека обыкновенно спокойна и тиха. Но умирать свободно, с удовольствием и радостью есть привилегия человека смирившегося и отказавшегося от воли жить, потому что он хочет умереть действительно, а не только по

152

виду, не испытывая потребности в переживании своей личности и не требуя его. Он охотно покидает известное нам существование. То, что заменяет его, с нашей точки зрения, есть ничто, потому что наша жизнь сравнительно с его жизнью есть тоже ничто. Буддистская вера называет результат, к которому приходит человек, решившийся отвергнуть волю жить, - нирваною, т.е. небытием" (стр. 581).

На основании всей совокупности этого пессимистического учения Шопенгауэра можно было бы думать, что лучшим средством решить великую задачу жизни и смерти было бы "отречься от воли жить", покончив с жизнью самоубийством. Но не таково мнение философа. Он, конечно, не присоединяется к тем, которые считают самоубийство преступлением (Parerga, т. II, стр. 258). Он думает только, что не в нем настоящее решение вопроса.

|< Пред. 229 230 231 232 233 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]