Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 229 из 444

"Тот, кто смотрит на рождение человека, как на настоящее начало его бытия, принужден смотреть на смерть, как на конечный его предел, потому что оба явления равнозначащи. Следовательно, никто не может считать себя бессмертным иначе, как если он считает себя неродившимся. По своей сущности и значению смерть то же, что и рождение. Это та же прямая линия, проведенная в двух направлениях. Если рождение действительно происходит из небытия, то и смерть должна быть настоящим уничтожением" (там же, стр. 555).

Итак, личного бессмертия не существует. Впрочем, по мнению Шопенгауэра, требовать этого бессмертия значило бы увековечивать заблуждение, потому что в сущности каждая индивидуальность представляет не что иное, как частную ошибку, ложный шаг, нечто такое, чему бы лучше вовсе не быть, и даже такое, освободиться от чего было бы истинной целью жизни" (там же, стр. 561).

Но если человек как личность смертен, "тем не менее смерть не может взять более того, что было дано рождением, т.е. начала, благодаря которому последнее стало возможным" (стр. 564). Сознание погибает со смертью, но причина, произ

151

ведшая это сознание, остается; потухает "жизнь, но не жизненный принцип, обнаруживающийся в ней" (стр. 566).

Что же это за вечный принцип? Это - идея вида или рода. Люди и собаки как индивидуумы вскоре погибают, но род людской или собачий, понятие о человеке или о собаке, остаются навсегда. Здесь Шопенгауэр возвращается к возражениям Спинозы, также отрицавшего бессмертие начала.

|< Пред. 227 228 229 230 231 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]