Дело о пропавшем боге   ::   Латынина Юлия

Страница: 240 из 310

А если убить князя Маанари, — это все равно, что проделать дырку в пузыре…

Поля, деревенька, опять поля, заброшенная кумирня под громадным вязом, украшенным ленточками…

Город ночью булькал, как казан с вздувающейся кашей, переполнялся теми, кто не знает, где найти ночлег, и теми, кто не знает, как повеселей провести ночь, шкворчал мясом жареным и мясом потным, пах благовониями и отбросами. Деревни ночью спали, а бодрствовали лишь в праздники, когда вершились обычаи предков, заказавших весной и осенью обновлять мир.

Руки крестьян работали днем и ночью, а разум их отдыхал круглосуточно.

«Разум мирских людей бывает трех разрядов. Есть разум императора, чтоб порождать все сущее. Есть разум чиновника, чтобы отдавать приказы. И есть разум крестьянина, чтоб исполнять приказанное», — вспомнил Нан слова написанного десять веков назад «Трактата о земледельческом искусстве».

Воля императора наполняет водами реки и каналы, а чиновники указывают, где строить дамбы и водяные колеса. Волей императора злаки растут из земли, а чиновники размечают поля и указывают, что на них сеять. А крестьяне имеют разума лишь на столько, чтоб исполнять предписанное. Они сеют, и жнут, и пашут, а про себя улыбаются самонадеянности государства. Кто не знает, что не одной лишь волей императора растут злаки из земли, что есть и другие боги: свой у каждом дерева, свой у каждого места.

|< Пред. 238 239 240 241 242 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]