Идеология и мать ее наука   ::   Кара-Мурза С Г

Страница: 32 из 267

Эту убежденность наука время от времениобязана была укреплять. Недавно "цивилизованные люди" с облегчением вздохнули, дав себя убедить, что возможности экспансии не ограничены, что когда на Земле кончатся ресурсы, люди построят электростанции и рудники в космосе, заселят другие планеты и т.д. А покуда следует просто ограничить потребление ресурсов "нецивилизованным большинством" человечества, а еще лучше сократить его численность.

Горадо меньше внимания обращается на идеологическое значение двух важных аспектов механистической картины мира - обратимости процессов и линейности соотношений между действием и результатом. Чувство свободы становится доминирующим лишь в мире обратимых процессов. И в культурных нормах, и во врожденных инстинктах заложено мощное ограничение на свободу действий, ведущих к непоправимому. Чувство необратимости естественных и социальных процессов - или отсутствие такого чувства - во многом определяет приверженность человека к той или иной идеологии. При этом идеология оказывает столь сильное воздействие на человека, что даже его непосредственное бытие "в гуще" необратимых процессов слабо воздействует на поведение.

Когда в начале XX в. было организовано движение скаутов, предполагалось , что тесный контакт с природой воспитает у них "экологическое чувство", которое станет важным фактором изменения отношения общества к окружающей среде. Этого не произошло, скауты не стали "экологистами".

|< Пред. 30 31 32 33 34 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]