Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
184 из 430
С этим, собственно, связана и резкая критика
Эдипова комплекса ("Несравненный инструмент стадности,
Эдип является последней покорной и частной территорией евро
пейского человека"; 18, с. 33), ставшего для авторов "Анти
Эдипа" олицетворением репрессивного духа буржуазных семей
ных отношений и символизирующего столь же репрессивную
идеологию капитализма. Здесь происходит типичная для всех
теоретиков подобного рода подмена одного понятия другим:
жизнь общества мыслится по аналогии с жизнью индивида и
ему приписывают все свойства биологического существования
отдельной человеческой особи. Жизнь рода представляется ана
логом развития колонии кораллов, и все свойства биологического
существования отдельного организма переносятся на обществен
ный коллектив, на социум. Вот почему те непосредственно не
осознаваемые элементы душевной жизни человека, как и те
биологические процессы функционирования его организма, кото
рые получили название "бессознательного", у большинства тео
ретиков постструктуралистской ориентации приобретали черты
некоего "коллективного бессознательного" -- мифической пер
вопричины всех изменений в обществе. При этом стихийность
проявлении этого бессознательного, характеризуемых как
"неритмичные пульсации", трансформировались в не менее ми
фическую силу -- в мистифицированное, фантомное понятие
"желания", которое действует как стихийный элемент в общем
"устройстве" общества.
|< Пред. 182 183 184 185 186 След. >|