Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
221 из 430
В этом исследовании "текстуальная продуктивность" опи
сывается как "семиотический механизм текста", основанный на
сетке ритмических ограничений, вызванных бессознательными
импульсами, и постоянно испытывающий сопротивление со сто
роны однозначной метриче
ской традиции у говорящего
субъекта.
"ХОРА", "ОЗНАЧИВАНИЕ"
Кристева постулирует
существование особого "семи
отического ритма" и отож
дествляет его с платоновским
понятием "хоры" (из "Тимея"), т. е., по определению Лосева, с
"круговым движением вечного бытия в самом себе, движением,
на знающим пространственных перемен и не зависящим от пе
ремены" (45,с. 673).
Смысл данной операции заключается в том, что на смену
"значению" (signification), фиксирующему отношение между
означающим и означаемым, приходит "означивание" (signi
fiance), выводимое из отношений одних означающих, хотя и
понимаемых достаточно содержательно -- не в буквальном
смысле традиционной семиотики.
Разумеется, это самая общая схема, требующая более раз
вернутого объяснения, и прежде всего это касается понятийного
аппарата Кристевой, который в своей наиболее отрефлексиро
ванной форме представлен в ее докторской диссертации
"Революция поэтического языка": хора, семиотический диспози
тив, означивание, гено-текст, фено-текст, негативность и раз
личные ее "подвиды" (отрицание как "негация", связанная с
символической функцией, и отрицание как "денегация", наблю
даемая в случаях "навязчивых идей") (273, с.149), отказ, гете
рогенность и т. д.
|< Пред. 219 220 221 222 223 След. >|