Хмельницкий (Книга первая)   ::   Ле Иван

Страница: 374 из 627

Пан поручик не знает, о чем сын Хмельницкого разговаривал с тем перебежчиком?

- Ничего не понял, уважаемый пан, ибо языка н-неверных я не изучал...

- Напрасно, Стась! Хлоп успел наряду с латинским, немецким изучить и турецкий язык. Он немало успел под присмотром иезуитских наставников.

- Наверное, так, ваша милость.

- Вот что: пан поручик правильно говорит, что с казаками сейчас нужно по-иному строить свои взаимоотношения... по-иезуитски. Наше государство, наша шляхта, как и прежде, живет и процветает за счет чинша, испольщины, арендной платы хлопов! Так устроена жизнь на земле, мой Стась! А как-то изменить политику... Правда, мне уже трудно сдержать жажду к наживе наших воевод и старост. Ослабевать стали бразды правления, дорогой Стась... Но стоит ли менять политику? Сами хлопы были бы поражены, если бы они получили право свободно селиться в те степи и заниматься казачеством. Таково мое отношение к вольным мыслям, которые будоражат умы не только пана Станислава или Хмельницкого, уважаемого мною за честность и воинскую храбрость. У Короны польской есть еще и "оптиматы"... Да хватит уже об этом. У нас еще много срочных дел. Днем пан вместе с комиссарами поедет вести переговоры с казачеством и... должен подсказать им необходимость соглашения с казаками о реестре. В этом отношении пан поручик прав, однако, проше пана, это должен быть реестр, а не потачка самоуверенным казакам!

- Понимаю пана: реестр и выстроенные перед комиссаром вооруженные казаки, а не хлопская толпа на площади Терехтемирова...

|< Пред. 372 373 374 375 376 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]