Благородство поражения. Трагический герой в японской истории :: Моррис Айван
Страница:
403 из 552
Сайго часто выражает презрение «здравому смыслу» ( нингэнтэки-но тиэ ), озабоченному лишь практическими обретениями; хотя истинная мудрость и может иногда привести к несчастью, она обеспечивает успех в другом, более важном смысле: [638]
Поистине, искренний человек может служить примером всему миру даже после смерти… Когда о неискреннем человеке говорят хорошо, к нему, так сказать, приходит неожиданное счастье; однако, глубоко искренний человек, пусть он и остался неизвестен при жизни, получает большую награду: почитание потомков. [639]
Совершенно очевидно, что именно эта форма успеха — обретенного при неудачах в социальной сфере — манила Сайго на протяжении всей его жизни; именно ее он и обрел в избытке после своей смерти.
Величайшая из опасностей, угрожающих искренности — себялюбие, и главным правилом в личной жизни, семейных отношениях и официальных делах было — отрясти с себя природный эгоизм. [640] В одном из самых известных пассажей Сайго дает наставления спасителям нации:
С тем, кто не заботится ни о собственной жизни, ни о славе, ни о должностях или деньгах, — с таким человеком трудно иметь дело ( симацу-ни комару ). Однако, только такой человек перенесет любые трудности со своими сподвижниками, чтобы совершить великие деяния на благо своей страны. [641]
А в одном из поздних стихотворений, написанных, «чтобы показать моим ученикам», он возвращается к теме самопожертвования:
То, чего остерегаются все простые смертные,
Не устрашит героя, но только лишь дороже ему ( эйтю каэттэ косин су ).
Встретившись с трудностями, не избегай их;
Столкнувшись с обретением, не преследуй его… [642]
Желающий превозмочь себя и обрести искренность должен практиковать жесточайший самоконтроль.
|< Пред. 401 402 403 404 405 След. >|