Другой остров Джона Булля   ::   Шоу Бернард

Страница: 160 из 168

Киган вносит в идейный конфликт пьесы новую ноту, с неожиданной силой звучащую под конец, когда поэт-проповедник говорит: "Мое отечество не Ирландия и не Англия, а все великое царство моей церкви. Для меня есть только две страны - небо и ад; только два состояния людей - спасение и проклятие". Ларри Дойл с презрением смотрит на Кигана, видя в нем столь ненавистного ему ирландского мечтателя, неспособного к действию и лишенного практицизма. Бродбент, прямолинейно понимающий Кигана, склонен рассматривать его в духе ортодоксальной религиозности. Но когда Киган объясняет, как он представляет себе рай, мы видим, что в религиозную оболочку облечено вполне определенное социальное содержание: "Это страна, где государство - это церковь, и церковь - это народ; все три едины. Это общество, где работа - это игра, а игра это жизнь; все три едины. Это храм, где священник - это молящийся, а молящийся - это тот, кому молятся; все три едины. Это мир, где жизнь человечна и все человечество божественно; все три едины".

В этой тираде главными являются последние слова Кигана. Таким образом, свой гуманистический идеал Шоу облекает в форму некой новой религии. Хотя он и пародирует христианскую концепцию троицы, подставляя на ее место свое идеальное представление об обществе равных друг другу людей, все же религиозная терминология не является случайной. В ней отразилось явление, уже отмеченное раньше в связи с пьесой "Человек и сверхчеловек",- попытка найти идеал в форме нового учения, подобного религии, но не связанного с официальной церковью.

|< Пред. 158 159 160 161 162 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]