Другой остров Джона Булля   ::   Шоу Бернард

Страница: 161 из 168

Мы увидим далее, как развивались мысли Шоу о религии в пьесе "Андрокл и лев".

Образ Кигана опровергает распространенное представление о Шоу как писателе исключительно "головном", рационалистическом. Питер Киган проповедник без рясы, поэт; его энтузиазм, человечность, ощущение таинственных сил жизни говорят о том, что в начале XX в. Шоу стремился выразить в своих произведениях вовсе не только рассудочные понятия.

Треугольник Бродбент - Дойл - Киган делает невозможным прямолинейное толкование "Другого острова Джона Булля". Идея пьесы не выражена ни в одном из этих персонажей, она в диалектическом сочетании и столкновении различных мироощущений и миропониманий. Если критика причислила "Другой остров Джона Булля" к числу шедевров драмы идей Бернарда Шоу, то именно благодаря той полифоничности, которая определяет ее художественный строй.

Рецензенты, видевшие первые представления "Другого острова Джона Булля", отдавали должное уму и остроумию Шоу, но форма пьесы вызвала осуждение из-за отсутствия в ней традиционной драматической интриги. Между тем Шоу намеренно отказался здесь от приемов мелодрамы. Почувствовав крепкую почву под ногами, он стал более решительно предлагать публике свои приемы драматургии, отказавшись идти на компромисс с господствовавшим вкусом. "Другой остров Джона Булля" - "чистый" образец драмы идей.

В отличие от авторов, молчаливо игнорировавших недоброжелательную критику, Шоу почти всегда вступал в полемику с оппонентами.

|< Пред. 159 160 161 162 163 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]