Страница:
108 из 136
Думается, что в его повествовании о мифе мы столкнемся с тем, что Шеллинг называл эстетическим созерцанием:
"Искусство есть для философа наивысшее именно потому, что оно открывает его взору святая святых, где как бы пламенеет в вечном и изначальном единении то, что в природе и в истории разделено, что в жизни и в деятельности, так же как в мышлении, вечно должно избегать друг друга".
Впрочем, вердикт о смерти мифа, вполне возможно, преждевременный. Ведь есть же на свете живые люди, тонкие, глубокие и ищущие. Да и сам Головин своим "быванием" здесь, среди нас отрицает свое же высказывание об иссякании крови мифа. Просто Европа слишком отошла от "истока" и застыла в "ночи удаленности, в забытости бытия" (Хайдеггер). Нехватка "крови мифа" делается особенно ощутимой благодаря мучительно осознаваемому отсутствию, благодаря "удаленности"; все более настоятельно она дает почувствовать покинутым людям, чего же они лишены; таким образом, "кровь" все более убедительно предвещает свое возвращение: "в опасности - исток спасения" (Гельдерлин).
Нет, конечно, "миф" не умер (тем более, что для мира "изобилия", мира античности, откуда родом миф, смерти вообще не существует), просто сейчас час молчания и сна: "теперь, когда небо и земля и ветер молчат…".
Но сон кончится, и "слово" опять войдет в обиход. Только нужно вернуться к "истоку", и очистить его от многовековой иноприродной наслоенности. Собственно этот цикл так и задумывался: показать миф как он есть, без оглядки на позднейшие толкования. Думаю, Евгений Всеволодович не обидится, если я сравню его внутреннюю интуицию в деле представления мифа с лосевской: "Я беру миф так, как он есть, т.е. хочу вскрыть и позитивно зафиксировать, что такое миф сам по себе и как он мыслит сам свою чудесную и сказочную природу" (А.Ф.Лосев.
"Диалектика мифа").
|< Пред. 106 107 108 109 110 След. >|