Страница:
68 из 70
" - речитатив, предшествующий арии Ромео в опере Цингарелли; произнося его, Ромео подносит к губам чашу с ядом. Арию Ромео, написанную для певца-кастрата, исполняет в описываемом концерте певица, что соответствует музыкальным обычаям XVII-XVIII вв.
Стр. 52. Мысли о высоком значении музыки. - Впервые опубликовано во "Всеобщей музыкальной газете" (29 июля 1812 г.) с несколько видоизмененным заглавием. В книжном издании Гофман вернулся к первоначальному заглавию.
Стр. 53. ...чья речь, согласно известному изречению, содержит лишь "Да, да!" и "Нет, нет!"... - Ср.: Евангелие от Матфея (5, 37).
...Дессауский марш и "Цвети, милая фиалка"... - популярные на рубеже XVIII-XIX вв. песни. Вторая написана Иоганном Петером Шульцем (1747-1800) на текст Кристиана Адольфа Овербека (1755-1821).
Стр. 55. ...обычай miscere utili dulci. - Отсылка к "Науке поэзии" Горация (343).
...искусство... ведет его в храм Изиды... - намек на "Учеников в Саисе" Новалиса (1772-1801). Храм Изиды - романтический символ тайны природы и бытия.
Стр. 57. Тувалкаин - ветхозаветный персонаж, мастер изготовления кованых орудий из меди и железа (Бытие, 4, 22).
Инструментальная музыка Бетховена. - Основано на двух рецензиях Гофмана для "Всеобщей музыкальной газеты": на Пятую симфонию Бетховена (июль 1810) и на два Трио ор. 70 для фортепиано, скрипки и виолончели (март 1813). Впервые опубликовано в лейпцигской газете "Zeitung fur die elegante Welt" ("Газете для элегантного мира") за 9-11 декабря 1813 г.
Стр. 58. Batailles des trois Empereurs (Битвы трех императоров) "дежурная" тема, эксплуатировавшаяся в начале XIX в.
|< Пред. 66 67 68 69 70 След. >|