Страница:
325 из 413
Это библейское предание вызвало повышенный интерес в научных кругах, поскольку оно связывает рассказ о первом еврейском патриархе Аврааме с конкретным событием, не имеющим отношения к истории еврейского народа, и таким образом служит объективным доказательством истинности рассказа о происхождении нации.
Многим исследователям хотелось бы найти свидетельства существования этих царей в эпоху Авраама. Однако долгое время нам был известен только Элам, а Сеннаар был идентифицирован как Шумер. Учёные, склонные критически относиться к библейским преданиям, не подтверждённым независимыми источниками, спрашивали: почему мы не встречаем имён Кедорлаомера, Ариоха и Фидала в месо-потамских надписях? И если эти цари не существовали и войны, о которой рассказывается в Библии, не было, то можно ли верить дальнейшей истории Авраама?
На протяжении многих десятилетий преобладало критическое отношение к Ветхому Завету, но на исходе девятнадцатого века научное и теологическое сообщества испытали настоящее потрясение: в вавилонских глиняных табличках обнаружились имена Кедорлаомера, Амрафела, Ариоха и Фидала, причём в связи с событиями, удивительно напоминавшими библейский рассказ.
Об этом открытии впервые объявил Теофил Пинчес в 1897 году в докладе Института королевы Виктории в Лондоне. Изучив несколько табличек из «собрания Спартоли» в Британском музее, он обнаружил, что в них описывается большая война, которую царь Элама Кудур-Лаомар вёл в союзе с правителями Эри-Аку и Туд-Гула – эти имена на еврейском языке вполне могли звучать как Кедорлаомер, Ариох и Фидал.
|< Пред. 323 324 325 326 327 След. >|