Буддизм и христианство (Сатанизм для интеллигенции, том 1 часть 4) :: Кураев Андрей
Страница:
91 из 148
Это крик, поднимающийся из сердца: "я больше не хочу так жить, я больше не хочу Тебя терять!" Покаяние - не просто "критическая самооценка"; это движение души к потерянному было Богу
И это движение столь значимо в себе самом, что способно мгновенно создать нового человека. "Брат спрашивал авву Пимена: я сделал великий грех и хочу каяться три года. - Много, - говорит ему Пимен. - Или хотя один год, - говорил брат. - И то много, - сказал опять старец. Бывшие у старца спросили: не довольно ли 40 дней? - И это много, сказал старец. Если человек покается от всего сердца, и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог" [875].
Именно потому, что покаяние - это путь, движение, подвиг, в святоотеческой мысли своим антонимом оно имеет... "отчаяние". "Покаяние есть отвержение отчаяния", - определяет преп. Иоанн Лествичник [876]. Отчаяние говорит: ты не сможешь быть другим. У тебя нет будущего. Откажись от труда. Теперь тебе терять уже нечего - так поживи "как люди". Отчаяние учит видеть в Боге голую Справедливость. Если ты нарушил закон - от воздаяния не уйти. Мысль о Боге тогда становится предметом ужаса... Не страх Божий поселяется в человеке, а страх вспоминать о Боге.
Поэтому и советует преп. Иоанн Лествичник: "Если мы пали, то прежде всего ополчимся против беса печали" [877]. Иногда логика этой борьбы может подсказывать неожиданные средства для духовной самозащиты от искушения отчаянием.
|< Пред. 89 90 91 92 93 След. >|