ДАЛАЙ ЛАМА О ДЗОГЧЕНЕ: Учения о Пути Великого Совершенства, переданные на Западе Его Святейшеством Далай-Ламой :: Гьяцо Тензин
Страница:
202 из 284
Одна из них указывает на пустоту ума, которая есть объективный ясный свет, а вторая – на изначально присущие природе ума качества ясности и осознания, что является субъективным переживанием ясного света.
Например, в одном из важнейших трудов по буддийской логике и теории познания, Комментарии на Достоверное познание , написанном Дхармакирти, говорится о том, каким образом ментальные, то есть зависящие от ума качества могут быть устойчивыми и иметь прочные корки. Дхармакирти останавливается на этой теме, рассуждая о возможности достижения состояния всеведения, одним из основных условий которого является устойчивость и непрерывность потока сознания. Согласно его рассуждениям, стабильность, твердую устойчивость ума следует понимать в терминах его сущностной природы, которая суть ясность и осознание. [102]
Этот аспект ясности и осознания, светоносная ясность природы ума, определен Майтрейей в его работе Высшая тантра , а также Нагарджуной в его Хвалебном собрании , и особенно в работе Восхваляя Дхармадхату . Существует распространенное мнение, что воззрение пустоты, изложенное Нагарджуной в Собрании рассуждений , соответствует сутрам мудрости Второго поворота колеса Учения, в то время как его трактат Хвалебное собрание , излагает воззрение на пустоту, соответствующее Третьему повороту, в особенности Тапгхагатагарбхасутре .
Ясный свет в системе Высшей Йога-тантры
Однако особое внимание рассмотрению и развитию природы ума как ясного света уделяется именно в писаниях Высшей Йога-тантры.
|< Пред. 200 201 202 203 204 След. >|