История религии (Том 1)   ::   Мень Александр

Страница: 73 из 426



"В возрасте между двадцатью и тридцатью годами, - говорит он, - я мало-помалу стал неверующим, однако я не могу сказать, чтобы я когда-нибудь терял это так хорошо описанное Спенсером "неопределенное сознание" Абсолютной реальности, которая лежит за миром явлений. Для меня эта реальность была не просто Непознаваемым, как у Спенсера, потому что хотя я и перестал обращаться к Богу с детскими молитвами и никогда ни о чем не просил Неведомое, но по некоторым данным я нахожу, что я часто бывал с Ним в отношениях, подобных тем, какие создаются молитвой... Он был возле меня или я был возле Него, не знаю, как лучше выразиться, во всякую трудную минуту моей жизни; Он укреплял меня и вливал в меня бесконечные жизненные силы, чтобы я мог снова почувствовать Его тайное спасительное присутствие. Это был как бы неиссякаемый источник жизни, справедливости, истины и силы, к Нему я инстинктивно обращался каждый раз, когда ослабевал. И Он всегда выручал меня из беды. И вижу теперь, что между мной и Им было личное отношение, потому что в последние годы, когда я потерял пути к Нему, у меня явилось ясное чувство ничем не возвратимой потери".

Это замечательное признание, приведенное Джеймсом, лишний раз показывает, как интуиция может проявляться независимо от "мировоззрения" и даже вопреки ему*. Внешние доказательства, относящиеся к Тайне тайн, когда мы пытаемся приблизиться к ней на костылях интеллекта, никогда не могут родить веры. Поэтому, говоря словами католического философа Эдуарда Леруа, "откажемся от мысли, что доказательство уже окончено, прежде чем начинается акт веры" /10/.

----------------------------------------------------------------

* Как полагаю�

|< Пред. 71 72 73 74 75 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]