Страница:
74 из 426
----------------------------------------------------------------
* Как полагают, Джеймс писал о самом себе.
Почему же тогда многие христианские мыслители считали, что разум тоже может нечто сказать о Боге?
Они не хуже других понимали, что непосредственное внутреннее созерцание выше логики, но в данном случае указывали на то, что даже наше ограниченное мышление в какой-то мере способно подвести нас к понятию о Боге.
Нужно помнить, однако, что по самому своему характеру любые логические доказательства носят принудительный характер. Для силлогизмов не существует свободы, они - порождение интеллектуального рабства. А так как духовная интуиция открывает нам высшую Реальность как абсолютную свободу, то заковать и ее в цепи нашего ограниченного мышления было бы незаконным посягательством. Поэтому Кант справедливо считал, что "доказательства" бытия Бога не имеют принудительной силы.
Тем не менее человек испытывает потребность осмыслить свой духовный опыт. Нужно лишь помнить, что речь идет не о "доказательствах" в узком смысле слова, а о свидетельствах, что далеко не одно и то же.
x x x
Прежде всего на этом пути осмысления мы должны еще раз обратиться к самому достоверному, что нам дано: к нашему внутреннему миру. Наше тело есть часть окружающего мира, во всяком случае нечто с ним тесно связанное: оно испытывает на себе закон тяготения, колебания температуры; мы ощущаем боль, голод и жажду - словом, мы "по рукам и ногам" связаны внешней природой.
|< Пред. 72 73 74 75 76 След. >|