Страница:
646 из 701
Духовное восхождение человека должно было постепенно увлечь весь природный мир к полноте бытия и к вечной гармонии. Об этом апостол Павел говорит в таких знаменательных словах:
Вся тварь совокупно стенает и мучается доныне...
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов
Божиих - потому что тварь покорилась суете не
добровольно, но по воле ПОКОРИВШЕГО ее
в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства
тлению в свободу сынов Божиих.
(Рим 8, 19, 20, 22).
Это означает, что ЖИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ томится в муках распада, и грядущее обновление человека призвано исцелить ее от страданий.
Но кто этот таинственный "покоривший" ее?
Одни толкователи видят в нем Бога, проклявшего мир за грех Адама, другие - самого Адама (см.: Н. Розанов. Комментарий на Посл. к Римлянам. Толковая Библия, т. X, с. 472; J.A.Fitzmeyer. The Letter of Romans. - J ВС, II, p. 307).
Религиозное сознание не мирится с первым объяснением. Что же касается второго, то оно, как мы видели, может иметь два варианта. Первый, буквалистский, полагает, что смерть появилась в природе только после человека, что до него была некая "райская земля", где не было ни взаимного уничтожения, ни гибели, ни борьбы. Рассмотрим, насколько можно считать обоснованным такое предположение.
8) Смерть в природе
Один из древнейших библейских псалмов (103), в котором еще звучат отголоски эхнатоновского гимна Солнцу, рассматривает творение мира Богом как продолжающийся и поныне процесс.
|< Пред. 644 645 646 647 648 След. >|