История религии (Том 2)   ::   Мень Александр

Страница: 660 из 701

Убеждение, что разумно устроенный мир произошел из лишенной разума материи, содержит не больше рационального, чем древний миф. Пожалуй, миф даже логичнее, ибо от богини все-таки можно скорее ожидать рождения разумных существ, чем от слепой и бессмысленной материи.

2) Образ богини имеет и другую трансформацию, в виде Судьбы, порождая непреодолимый фатализм, распространенный как на Востоке, так и в Греции. Власть Матери воспринимается как некий безликий Закон. Это и "Me" шумеров, и "Парсу" вавилонян, и в каком-то смысле "Маат" египтян, и "Рита" арьев. Но особенно ясно фатализм обозначился в греческом мире, где в крито-микенское время Ма оставалась все еще главной богиней. Неотвратимость Судьбы подтверждалась постоянством природных циклов и движения планет (особенно в Вавилонии). Тема Судьбы, проходящая от Гомера до Платона и пифагорейцев, позволяет определить Фатум греков как "всеохватывающее единство существующего, в котором все от века предзадано и предсовершено" (В. Тайденко. Тема судьбы и представление о времени в греческом мировоззрении. "Вопросы философии", 1969, Э 9, с. 93). Эта вера в неизбывную предугаданность событий порождала

3) циклизм. Мир рисовался как замкнутая система, где все бесконечно носится по кругу или по кругам. Он возникает и погибает для того, чтобы снова возродиться. Идея мирового круговорота впервые появляется в Месопотамии (см.: Г. Винклер. Вавилон, его история и культура, 1910, с. 113). В Индии она приняла форму учения о Кальпах (см т. III наст.

|< Пред. 658 659 660 661 662 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]