История религии (Том 4)   ::   Мень Александр

Страница: 318 из 370

Хронологически они делятся на три периода: 1) академический, когда в книгах Аристотеля еще сильно чувствуется влияниеПлатона, 2) острой критики платонизма, 3) лицейский, к которому относятся книги, излагающие основы философии Аристотеля (см.: F. Сорlestоп. А History of Philosophy, v. I, 1962, р. 12-18).

7. Аристотель. Метафизика, I, 981 а.

8. Аристотель. Вторая Аналитика, I, 33, 88 b.

9. Там же, I, 24 b.

10. Аристотель. Метафизика, IV, 6 а, 1011.

Глава двадцать четвертая

НАУЧНАЯ МЕТАФИЗИКА

Великое дело - чистая наука...

Но на вопросы: откуда, куда и зачем

она не дает ответа.

А. Гарнак

Сколь бы разнообразными ни были научные интересы Аристотеля, в итоге они были направлены на главный вопрос греческой философии: что представляет собой реальность, в которую погружен человек. С этой проблемой он связывал особую отрасль знания - "первую философию". Впоследствии она была названа метафизикой (1). Построение ее Аристотель предварял обзором предшествующих философских систем. Поскольку он был убежден в однородности законов мысли, то мог надеяться обнаружить нечто ценное и у своих предшественников; анализ их ошибок нередко становился отправной точкой рассуждений Аристотеля.

Первыми он рассматривал тех, кто "устанавливает Начало в виде материи",- милетцев, Эмпедокла, Демокрита. С одной стороны, их "материализм" прав, ибо Вселенная действительно состоит из вещества. Об этом свидетельствуют наши чувства. "Лишенный ощущений, - говорит Аристотель,ничему не может научиться и ничего не может постичь" (2). Но это не дает человеку права все сводить к материи.

|< Пред. 316 317 318 319 320 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]