История религии (Том 5)   ::   Мень Александр

Страница: 72 из 618

И если отрицатели Духа говорят о недопустимости подавления человека человеком, то к этому побуждает их не наука, а смутный нравственный инстинкт.

Амоса нельзя обвинить в такого рода безотчетной непоследовательности. Он не проповедовал отвлеченного социального идеала. Он-мистик и боговидец, для которого служение Правде есть прежде всего исполнение Божьих велений. Он знает надмирный, сверхчеловеческий источник добра, и для него Бог и Правда едины.

В проповеди Амоса социальный протест есть не основное, а вторичное, производное от веры пророка.

В сознании древних мысль о грехе чаще всего сливалась с понятием сакральной скверны, нарушения внешнего табу. Для Амоса же грех есть зло, внесенное в отношения между Богом и человеком. Грех есть прежде всего оскорбление Творца, отказ следовать Его путем. Здесь нет "этической философии", а есть изобличение религиозной измены, которая влечет за собой утрату богообщения, дарованного Израилю.

Без Бога человек-ничто, удаляясь от своего Создателя, человек ввергает себя во тьму.

Пророк говорит о неистребимой тоске мира, потерявшего Господне Слово. Это, быть может, лучшее место в его книге: Вот придут дни, говорит

Владыка Ягве, когда пошлю Я на землю голод.

Не голод хлеба, не жажду воды, но голод слышания слов Ягве.

И будут блуждать от моря до моря, от севера и до востока скитаться

В поисках слова Ягве, но не найдут его.

(Ам 8, 11-12)

В этих строках, которые так живо звучат в наши дни, заключена все кредо Амоса.

|< Пред. 70 71 72 73 74 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]