Опыт курса по изучению священного писания (Ветхий завет, Том 1) :: Мень Александр
Страница:
356 из 388
Кроме независимых Сынов Пророческих, в Самарии были и царские "пророки Ягве". В духе тогдашнего двоеверия они мирились с существованием при дворе языческих прорицателей. Их предсказания обычно делались в угоду царю (3 Цар 22,6,10-12). Елисей, как и Илия, относился к этим царским пророкам резко отрицательно (4 Цар 3,13). Следует отметить, что институт царского пророчества сохранился вплоть до падения Иерусалима. Против придворных предсказателей боролись великие пророки.
Таким образом, в IХ веке мы находим три категории пророков:
- придворные прорицатели,
- воинствующие Сыны Пророческие, которые выступали против язычества,
- избранные мужи Божии (Илия, Елисей, Миха и др.).
3. Пр. Елисей и иноплеменники. Как и Сыны Пророческие, Елисей настроен патриотически: он радуется военным победам израильских царей (4 Цар 3,17-19) и скорбит о поражениях Израиля (8,13). Но в то же время ему свойственна открытость к иноплеменникам:
он проявляет великодушие к сирийским пленным (6,11-23);
идет по велению Божию в Дамаск и предсказывает Хазаэлю, что он будет царем сирийским (8,7-15);
исцеляет сирийского военачальника Неемана, при этом сурово наказывая своего слугу Гиезия за то, что он взял с Неемана плату (4 Цар 5).
В этих поступках Елисея предваряется не только учение великих пророков, он и слова Христовы: "Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф 8,11).
|< Пред. 354 355 356 357 358 След. >|