Опыт курса по изучению священного писания (Ветхий завет, Том 2) :: Мень Александр
Страница:
246 из 322
Даниила была написана в разгар гонения Антиоха, прежде, чем Иуда Маккавей очистил Храм от "мерзости запустения".
2. Композиция и язык Кн. Даниила. Распадается книга на две разнохарактерные части: 1. Сказания о жизни и деяниях мудреца Даниила, жившего в Плену. Литературный жанр этой части определяется как мидраш (сказание на историческую тему) и агада (назидательная притча). В качестве исходного материала для нее служили древние исторические предания (1-6). 2. Видения Даниила, содержащие Откровение о судьбах мира и народа Божия. Это собственно апокалиптический раздел книги (7-12).
На еврейском языке написаны 1,1 - 2,2; 8-12, а на арамейском - 2,3 7,28.
Как показали рукописи, найденные в Кумране, цикл легенд о Данииле не исчерпывается теми, что вошли в Библию (см. приложение 1 в конце параграфа). Часть этих сказаний была добавлена к греческому переводу Писания (3,14-90; 13-14). Церковь относит эти добавления к числу неканонических.
3. Богословие книги. Св. писатель ободряет гонимых в период, когда свобода веры оказалась перед лицом смертельной угрозы. И сказания и видения Даниила являются призывом сохранять верность Богу даже до смерти.
В книге мы находим особую апокалиптическую библейскую философию истории: мир не улучшается а процессе истории и не клонится к упадку (как думали язычники); но увеличивается поляризация - возрастают оба полюса, которые бл. Августин называл Градом Божиим и Градом Земным.
|< Пред. 244 245 246 247 248 След. >|