Страница:
26 из 197
Следовательно, раби Йегуда спорит с танаем предыдущей мишны:
тот считает, что канал для орошения разделяет поле даже тогда, когда он столь
узок, что колосья, растущие по его сторонам, могут быть "сжаты
сразу", раби Йегуда же утверждает, что такой канал не разделяет поля
(Барта-нура и другие; см. Сифра, разд. "Кедошим").
Однако другие комментаторы полагают, что раби Йегуда не возражает первому танаю, а разъясняет
его слова, и поэтому Рамбам определяет ГАЛАХУ СОГЛАСНО МНЕНИЮ РАБИ
ЙЕГУДЫ (Законы о дарах беднякам 3:2; см. "Кесеф мишнэ").
И если есть в поле "ВСЯКИЕ ГОРЫ, ЧТО МОТЫГОЙ МОТЫЖАТСЯ". Это выражение —
цитата из пророка Иешаягу (7:25), и означает оно здесь холмы настолько крутые,
что их невозможно вспахать плугом и остается только разрыхлять их склоны
мотыгой. НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО НЕ МОГУТ БЫКИ — запряженные в плуг — ПРОЙТИ ПО НИМ
С ПЛУГОМ, раз эти холмы все же обрабатываются и засеваются, они не разделяют
поля, и одна ПЕА ДАЕТСЯ ЗА ВСЕ поле.
Есть вариант текста мишны, в котором вместо "быков" сказано
"погонщиков быков" ("Млехет Шломо").
Мишна третья
ВСЕ РАЗДЕЛЯЕТ ПОСЕВЫ, НО ДЕРЕВЬЯ РАЗДЕЛЯЕТ ТОЛЬКО ЗАБОР. ОДНАКО ЕСЛИ кроны деревьев
СОЕДИНЯЮТСЯ — забор НЕ РАЗДЕЛЯЕТ деревья, И одна ПЕА ДАЕТСЯ ЗА них ВСЕХ.
Объяснение мишны третьей
После того как были рассмотрены случаи разделения поля в отношении исполнения
заповеди пеа, эта мишна переходит к разбору той же проблемы по отношению к
деревьям.
ВСЕ — все, что перечислялось в двух предыдущих мишнах, РАЗДЕЛЯЕТ ПОСЕВЫ — то есть
только поле, засеянное злаковыми или бобовыми растениями, на части, на каждой
из которых должна быть оставлена пеа.
|< Пред. 24 25 26 27 28 След. >|