Страница:
144 из 305
Основание для
этого - слова Торы (Дварим 16:2): "И режь [животное, предназначенное для
жертвоприношения] песах Г-споду, твоему Б-гу, из мелкого и крупногорогатого
скота". Сразу же возникает вопрос: почему Тора упоминает здесь крупный
рогатый скот - ведь ясно же сказано, что для песаха годится только
ягненок или козленок (Шмот 12:3)?! Поэтому Гемара объясняет, что Тора намекает
здесь на два жертвоприношения: мелкий рогатый скот - для песаха, крупный
рогатый скот - для хагиги.
Тем не менее, хагига имеет не
самостоятельное, а вспомогательное значение. Цель этого жертвоприношения - обеспечить,
чтобы мясо песаха ели уже на сытый желудок. Дело в том, что из-за
требований, предъявляемых к животному, предназначаемому для песаха, - "самец,
не достигший года, без единого телесного недостатка" - достать его в
необходимом количестве было не так-то просто. Поэтому, чаще всего, для
совершения жертвоприношения песах и трапезы в первую пасхальную ночь
объединялось несколько семей (см. Шмот 12:4). В результате этого одного ягненка
или козленка было мало, чтобы все участники трапезы наелись, и потому сначала
ели мясо жертвы хагига (произнеся перед этим благословение "...И
повелел нам есть мясо жертвы") - но не досыта. И когда, в самом конце
трапезы, каждый съедал немного мяса песаха, получалось, что именно им он
окончательно насыщался.
Эта мишна сообщает, что, однако, не
всегда вместе с Песахом приводили в Храм хагигу, - потому что это
жертвоприношение не является такой же обязанностью, как песах.
|< Пред. 142 143 144 145 146 След. >|